[главная]  [читать/скачать книгу]  [о книге]  [об авторе]  [гостевая книга] 

Опорные идеи

Великое путешествие

Вечная философия

Великая цепь бытия

Интегральный проект

Трансперсональный проект

Назад

О книге > опорные идеи

Великое путешествие

Концепция Великого путешествия эволюционно восходит к общей для различных культур фундаментальной метафоре жизни как путешествия, пути. Понимание жизни как пути в самом широком смысле характерно и для духовно-философских учений, и для светской литературы, и для народного фольклора.

В научно-философском плане концепция основывается на данных культурологического исследования величайшего мифолога ХХ века Джозефа Кемпбелла. Согласно этим данным, идея героического путешествия является фундаментальной мифологемой, которая находима в мифологии и фольклоре подавляющего большинства культур, в том числе и тех, которые никак не соотносимы ни исторически, ни географически.

Это позволило Кемпбеллу выдвинуть гипотезу о существовании общей для всего человечества архетипической модели жизненного пути – пути возросления, развития, познания тайны себя и мира и обретения подлинной целостности, который суждено проделать каждому человеку, достигшему определенного возраста. В нашей культуре этот возраст на юридическом языке принято называть совершеннолетием.

В книге «Тысячеликий герой» Кемпбелл назвал эту модель мономифом, а я на страницах своей книги именую метамифом.

Дальнейшее развитие концепция героического путешествия получила в некоторых трудах Станислава Грофа (см., например, его последнюю книгу «Величайшее путешествие»), а также в цикле лекций «Путешествие Героя» Владимира Майкова, который выделяет три архетипических путешествия, совершающихся на разных этапах жизни человека: путешествие героя, путешествие мудреца и путешествие святого.

Свое практическое воплощение модель героического путешествия находила в различных практиках инициации или ритуалах перехода (как их назвал Арнольд ван Геннеп), отмечавших важнейшие вехи человеческой жизни (например, ритуалы посвящения в мужчины, свадебные обряды, ритуалы исцеления в шаманских путешествиях, ритуалы сакрального причастия в Элевсинских мистериях, погребальные обряды и т. п.).

В пользу непреходящей ценности идеи героического путешествия для человеческого развития говорит тот факт, что основанные на этой мифологеме практики были распространенных в подавляющем большинстве доиндустриальных культур и успешно выполняли свою общественную роль на протяжении очень длительного времени. Например, в истории древнегреческой культуры Элевсинские мистерии непрерывно практиковались на протяжении двух тысяч лет (ок. 1500 до н. э. – 400 н. э.), пока не были грубо прерваны по указу христианского императора Феодосия. На протяжении всего этого времени мистерии пользовались неизменной популярностью – всякий раз в них одновременно участвовало до нескольких тысяч человек (главный зал Элевсинского святилища телестрион вмещал более трех тысяч человек). За это время мистерии посетили такие выдающиеся деятели Древней Греции как Платон, Аристотель, Цицерон, Марк Аврелий, Пиндар и Софокл.



Наверх


Hosted by uCoz